Жанры радио журналистики


Жанры радиожурналистики определяются спецификой радиостанции (канала), а также формой речевой коммуникации. Некоторые жанры попали в эфир из простого общения в быту, несколько изменились, стали более сложными и многогранными. В любом жанре радиожурналистики присутствует направленность на слушателя, на аудиторию, что нужно непременно учитывать в процессе изучения жанров. Проявляется это по-разному: как регулятивными приемами, так и прямыми обращениями.

Изучая радиожанры, важно осознавать их подвижность и практически полное отсутствие границ между ними. Поэтому бывает так трудно определить жанр какого-то материала. Чтобы обучение жанрам радиожурналистики было правильным, студент должен понимать, что функционируют жанры именно в системе.

Различные жанры весьма схожи в печатной прессе, на радио и телевидении. Они объединяются тем, что журналистика, так или иначе, всегда формирует и отражает мнение общественности. Но все же определенные жанры получают свои особенности: выразительность, быстрота, достоверность и так дальше. Эти особенности зависят от технических ресурсов канала, их творческого применения.
В зависимости от функционально-предметного признака, суть которого кроется в содержании определенного журналистского материала, жанры радиожурналистики делятся на такие группы:

  • Информационные (радиосообщение, радиоотчет, радиообзоры печати, радиоинтервью информационного содержания, радиорепортаж, информационная корреспонденция);
  • Аналитические (радиорепортажи, радиоинтервью аналитического содержания, радиобеседа, радиорецензия, журналистское расследование);
  • Документально-художественные (радиозарисовка, радиоочерк, радиорассказ и так дальше);
  • Курс научит также различать жанры радиожурналистики в зависимости от формы звучания. Выделяются такие: Монологические жанры (отчет, сообщение, обзор, комментарий). Как понятно из названия, материал представляет собой вещание одного человека.
  • Диалогические жанры (беседа, интервью, дискуссия и так дальше);
  • Синтетические жанры (очерк, репортаж, фельетон…).

Как мы можем видеть, какие-то жанры четкого закрепления в определенной группе не имеют и четких границ между ними нет. Атрибуты одних жанров могут быть присущи и другим жанрам, небольшие жанры входят в более объемные и сложные по структуре. Студенты курсов выучат все многообразие журналистских жанров на радио (которых значительно больше, чем мы указали), научатся классифицировать их в зависимости от их назначения, цели, информативности и особенностей.

Заметим, что взаимодействие между жанрами проявляется в самых распространенных жанрах информационных – интервью и репортаж. Элементы зарисовок, обзоров, комментариев есть в каждом из них. Естественно, они пересекаются между собой: репортаж, как правило, включает в себя фрагменты интервью, которые делают материал более разнообразным, четче обрисовывают слушателю ситуацию, обеспечивают речевое разнообразие.

Все публицистические жанры в какой-то мере в любом случае связаны с художественной организацией текста. Информационное сообщение включает их в себя лишь в зачаточном состоянии. В процессе того как задачи и их воплощения становятся сложнее, применяется все больше художественных приемов.

Со временем система определения жанров журналистики на радио склонна меняться. Так, наблюдается тенденция снижения популярности письменных текстов и роста популярности живого общения, разговорной речи, импровизации. Само по себе развитие и функционирование системы радиожурналистских жанров является сложным процессом, на который влияет история, политика, социальная жизнь, потребности аудитории. Связано все это и с ролью радио в системе средств массовой информации. Жанры радиожурналистики трансформируются со временем освоения новых технических возможностей радио и в процессе изменения отношений со слушателями. Студент, освоивший жанры радиожурналистики, должен не просто в теории понимать их виды, особенности и различия, но и уметь определять их на практике, знать, как создается тот ли или иной жанр, на кого он рассчитан, и для каких целей служит.



Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • /education/fjss/zhurnalistika.html

    Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное...