Выпуск учебных СМИ


«Выпуск учебных СМИ» – дисциплина для будущих журналистов, призванная научить их анализировать печатную продукцию, воспринимать ее не просто как источник информации, а как основу их для будущей творческой работы. Он направлен на обучение студентов аналитической, редакторской, авторской, производственно-технологической, организационно-управленческой работы.
Дисциплина «Выпуск учебных СМИ» является базовой и входит в профессиональный цикл подготовки журналистов. На ее основе студенты должны учиться понимать социальную значимость своей будущей деятельности, мотивацию к осуществлению профессиональной работы, социальную роль журналиста в обществе, функции, принципы изданий для удовлетворения социальных потребностей.

Цели, задачи дисциплины.

Цели дисциплины:

  • получить четкое представление о процессе создания газеты, журнала, интернет-издания;
  • познакомиться с формами, методами работы современных СМИ;
  • приобрести практические навыки организации, выпуска печатной публикации, радио-, телепрограммы;
  • научиться работать с оборудованием, применяемым для выпуска разных видов учебных СМИ.

Данный курс ставит пред собой следующие задачи:

  • выявить особенности разных направлений деятельности журналиста в прессе, в том числе подготовку собственных работ, сотрудничество с другими авторами, участниками производства издания;
  • освоить структуру, содержание журналистского текста, его композиционное своеобразие;
  • изучить основы творческой работы журналиста, особенности составления авторской работы, технологий ее технического сопровождения;
  • научиться планировать учебные СМИ, подбирать для них актуальные темы, своевременно готовить материалы к печати;
  • уметь работать с информацией, источниками, подбирать языковые, изобразительные средства для передачи мысли;
  • вносить корректорскую правку, редактировать готовый номер учебного СМИ.

Навыки, формируемые у студента после освоения курса

Изучение данной дисциплины формирует у студента следующие компетенции:

  • знание принципов построения концепции издания, полосы, программы, рубрики, моделирования их дизайна, коррекции;
  • знание основные видов учебных СМИ, ориентация в их стилевой, жанровой специфике;
  • знание работы мультимедийной среды, особенностей подготовки медиапродуктов.

После прослушивания дисциплины студент должен:

1. Знать:

  • особенности написания авторских материалов;
  • правила отбора актуальной, полезной информации для разных СМИ-проектов;
  • правила верстки печатного номера;
  • особенности составления теле-, радиовыпуска, формирования интернет-сайта;
  • методы, жанры, характерные для разных видов средств массовой информации.

2. Уметь:

  • выбирать актуальные темы для изданий разной направленности;
  • выбирать средства выражения мысли, стандарты, форматы с учетом специфики номера, его жанра;
  • выстраивать внутренне содержание публикаций: заглавие, вступление, лиды, логические части, выводы;

3. Владеть навыками компьютерного набора материалов, творческой работы в СМИ разных типов: печатных, интернет-формата, радио-, телепрограммы, навыками обработки фотографий с помощью компьютерных технологий, поиска информации во всемирной паутине.

Методы преподавания дисциплины

Дисциплина имеет практический характер. Для ее преподавания используются различные методы:

  • методы активного обучения (кейс-технологии, ролевая игра) – предполагают создание творческих коллективов (редакций интернет-порталов, газет, журналов, теле-, радиостудий), которые совместно трудятся над выпуском уникальных номеров разных форматов;
  • метод проектной работы – формирование небольших групп (два-три человека), которые занимаются разработкой собственного издания: пишут его план, наполняют журналистскими материалами, подбирают иллюстрации, фотографии, делают верстку, корректорскую правку, полное оформление. Каждой группе поручается работа над изданием разного стиля, жанра. Студент в процессе занятия постигает основные приемы верстки издания, осваивает правила, принципы размещения журналистского материала на полосе. Он проходит все этапы создания номера: от замысла, выбора тем журналистских материалов до последнего этапа выпуска издания.


Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • /education/fjss/zhurnalistika.html

    Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное...