Введение в специальность журналистики


Введение в специальность журналистики подразумевает ознакомление студента с основами профессии. Для начала студенты должны изучить терминологию курса: что такое профессия? Как определяется квалификация? Какие бывают специализации у журналиста и как не ошибиться с ее выбором? Студенты знакомятся с тонкостями выбранной профессии и возможностями работы в средствах массовой информации. Журналист может работать:

  • в зависимости от вида СМИ: в газете, конвергентном интернет-СМИ, на радио, телевидении;
  • в зависимости от должности: ведущим, редактором, интервьюером, обозревателем;
  • в зависимости от жанровой специализации: репортером, аналитиком, новостным обозревателем;
  • в зависимости от тематической направленности: научным, экономическим, политическим корреспондентом.

Парадокс заключается в том, что несмотря на широкие возможности журналистики, границы между специализациями все больше размываются. Средства массовой информации нуждаются в людях, которые одновременно хорошо владеют навыками написание спортивных статей и отлично смотрятся в кадре вечерних новостей. Пройдя курс введение в специальность журналистики, студенты ознакомятся с основами профессии; связями между журналистикой и другими специализациями. Отдельное внимание уделяется трудограмме журналистики. Трудограмма - это система задач, форм и видов деятельности представителя масс-медиа. Изучив данный раздел, студенты найдут ответы на вопросы, которые чаще всего беспокоят начинающего журналиста: что подразумевает профессия корреспондента? чем придется заниматься? с какими трудностями и проблемами может столкнуться журналист? в чем социальное предназначение профессии? Последний вопрос рассматривается в контексте социальной ответственности представителя масс-медиа и обязанности преподносить честную и объективную информацию аудитории. Курс также предусматривает обсуждения новых тенденций в журналистике и процессов их внедрения в отечественных масс-медиа. В процессе изучения введения в специальность журналистики, будущим специалистам в сфере масс-медиа предоставляется возможность ознакомиться и с техническими средствами, которые помогают журналисту осуществлять профессиональную деятельность.

Речь идет о таких технических средствах:

  • средства приема/получения информации (автоматизированные механизмы, позволяющие журналисту узнавать необходимую информацию, например, ноутбук, с помощью которого корреспондент узнает место события);
  • средства обработки информации (чаще всего используются телевизионщиками и работниками радио, потому что аудиовизуальная информация подается аудитории в обработанном виде - после компьютерного монтажа);
  • средства передачи информации (по схемам: источник информации - журналист; от журналиста к журналисту; от журналиста к редактору; от редактора/СМИ к аудитории; от аудитории - к журналисту и т.д.);
  • средства для осуществления практических действий в разных системах исчисление;
  • технические средства получения дополнительной/узконаправленной информации.

Важной составляющей курса является рассмотрение не технических средств осуществления труда журналиста. Простыми словами: что или кто еще приходит на помощь корреспонденту в процессе работы.

Функциональные средства труда:

  • выразительные средства поведения и речь человека (журналист должен работать над своей речью);
  • знания, навыки, умение быстро реагировать на смену ситуации и тому подобное;
  • мотивация труда, цели написания/создания материала/самопрезентация в материале.
  • личностные и интеллектуальные особенности и потенциал развития.

Будущие журналисты также должны знать особенности профессии журналиста, которые ставят ее в один ряд с работой врачей, пожарных и милиционеров. Курс введение в специальность журналистики позволяет студентам уже на первом курсе познакомиться со всеми основными преимуществами и недостатками профессии. Преподаватель, как правило, вызывает студентов на дискуссию относительно таких привычных для журналиста вещей, как:

  • постоянные стрессы и сроки сдачи материалов (у журналиста никогда нет достаточно времени);
  • ненормированный рабочий день (если где-то произошло что-то важное, журналист обязан поехать туда даже ночью, чтобы масс-медиа могло на следующий день рассказать о том, что случилось аудитории);
  • опасности (известное в кругах репортеров выражение: "все бегут оттуда, а журналист туда" отображает
  • специфику работы репортера. Порой журналисту приходиться работать в опасных условиях.

Однако, профессия журналиста не лишена романтики. Репортеры являются глазами и ушами общества.

Недаром говорят: "окно в мир можно закрыть газетой". Каждый журналист должен осознавать,
что на нем лежит ответственность за своевременное и объективное информирование.

Ознакомившись с курсом введение в специальность журналистика, студент должен знать:

  • специализации журналиста согласно тематике, должности, вида СМИ;
  • особенности работы корреспондента и необходимые навыки;
  • технологическую обеспеченность сотрудника масс-медиа;
  • психологические особенности работы журналиста.

 



Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • /education/fjss/zhurnalistika.html

    Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное...