Концепции современного естествознания (КСЕ)


Перед сегодняшней системой образования стоит важная задача обучения квалифицированных специалистов, которые обладали бы широким кругозором и имели представления о различных теориях, правильно описывающих всю совокупность явлений и процессов окружающего мира. Узконаправленное образование не может гарантировать учащемуся умения самостоятельного получения новой информации и ее всестороннего осмысления. В сегодняшнем высокотехнологичном обществе существует потребность в профессионалах, чей широкий кругозор и база знаний позволяет критически оценивать большой объем вновь поступающей информации. При этом будет нелишним иметь представление о взаимоотношениях человеческого общества с окружающей средой и об основных научных концепциях, описывающих и объясняющих происходящие в мире явления и процессы.

Принимая во внимание необходимость подобного обучения студентов и формирования у них понятия о научной картине мира, в учебные планы включается дисциплина КСЕ (Концепции современного естествознания). Главной целью курса является краткое ознакомление обучаемых с естествознанием, как совокупностью научных теорий, описывающих природные явления. Поскольку отношения природной среды и человеческого сообщества взаимосвязаны и взаимообусловлены, представление о наиболее значимых теориях естествознания помогает проводить анализ социальных явлений.

Учебный курс КСЕ по сути сформирован на основании синтеза исторических, философских и эволюционных подходов к естествознанию со стороны разных дисциплин. Подобное сочетание соответствует современным запросам общества по поводу целостности мировоззрения, основанного на сочетании гуманитарного и научного знания.

Обучение студентов совокупности общепринятых точек зрения на логику развития и методологию естествознания поможет им противостоять одной из нынешних негативных тенденций в нашем обществе, а именно распространению иррационального знания – оккультизма, магии и астрологии. Носители этого знания предпринимают попытки вытеснения из общественного сознания научно обоснованной картины мира с целью снижения вероятности критического восприятия своих воззрений. Таким образом, для студентов становится значимым создание целостного понятия о природе, развитие рационального отношения к окружающей действительности и освоение возможностей научного познания, которые можно применить и при осуществлении профессиональной деятельности.

Поскольку для будущих специалистов современное естествознание не является главной профессиональной дисциплиной, изложение материала КСЕ должно при возможности уходить от излишней детализации. Основное внимание необходимо сосредоточить на концепциях, составляющих фундамент актуальной научной картины мира и важных с точки зрения современного мировоззрения. Поэтому материал для данной дисциплины подбирался таким образом, чтобы сделать его изучение и понимание доступным для учащихся любой специальности.

С моральной точки зрения курс КСЕ призван способствовать развитию нравственных качеств и выработке этических норм отношения к окружающему миру, обществу, людям и природе.

В процессе изучения КСЕ студенты должны овладеть навыками критического анализа, восприятия и обобщения получаемой информации. Для этого важным является умение работать с различными источниками естественнонаучных данных. Навык критического осмысления большого объема информации может иметь существенное значение в профессиональной деятельности.

Студенты также должны уметь давать характеристику текущим достижениям современной науки и оценивать их с моральной точки зрения. При изучении процессов, происходящих в окружающем мире, необходимо применять к ним общенаучные принципы познания с учетом понимания категорий и терминов дисциплины.

После окончания курса КСЕ от студентов требуется знание и понимание центральных естественнонаучных понятий, важнейших этапов развития концепций и фундаментальных идей естествознания, уровней организации физического пространства и их взаимосвязи с окружающей человека средой.

Безусловно, к началу обучения студенты должны иметь представление о базовых понятиях культурологии, философии и отдельных курсов естественных наук.



Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • /education/fjss/zhurnalistika.html

    Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное...

  • /education/fjss/reklama-i-pr.html

    Реклама и связи с общественностью

    Перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования Наименование испытания Форма вступительного испытания Русский язык Письменное тестирование Обществознание Письменное тестирование История Письменное тестирование на базе профессионального образования Наименование испытания Форма вступительного испытания Русский язык Письменное...

  • /education/fkit/rezhisser-kino-i-televideniya.html

    Режиссер кино и телевидения

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Устное (представление творческой работы - фоторепортаж, собеседование) Русский язык Письменное тестирование Литература **...