История мировой художественной культуры


Введение

Изменения в высшем образовании, внедряемые сегодня в России, ориентированы на гуманитаризацию обучения. На создание условий для гармоничного раскрытия интеллектуальных, моральных, творческих способностей и профессиональных задатков студентов. 

Происходящее реформирование напрямую связано с решением главной образовательной задачи - на выходе получить творческую личность, способную к инновационной деятельности в любых профессиональных сферах, обладающую критическим мышлением и осознанным подходом к решению важных вопросов.

В процессе реформирования, в учебные планы российских вузов была введена дисциплина "История мировой художественной культуры", призванная создать необходимую культурную основу для гармоничного усвоения общих и узкоспециальных дисциплин.

Описание учебной дисциплины

Знание "Истории мировой художественной культуры" отвечает требованиям современного общества, так как изучение узких специальных дисциплин не вооружит студента в полной мере аппаратом понимания динамики развития человечества. Учебный курс по "Истории мировой художественной культуры" рассчитан на осознание важности тех проявлений человеческой культуры, которым технократическое мнение отводит второстепенную роль в общественной жизни: живописи, литературы, философии, теологии, этики. Глубокое исследование основных для конкретной культуры духовных ценностей, способно не только определить уровень её развития, но и понять, почему эта страна живет так, а не иначе.

История мировой художественной культуры чрезвычайно многогранна, и это является  проблемой для структуры и содержания учебного предмета. Тем не менее, программа курса выдержана в логике линейного хода истории, начиная от культурного наследия первобытного мира до современности, с упором на межвременную связь разных культур и сохранение единства культурного пространства. Безусловно, данный учебный предмет не может объять историю всех явлений мировой художественной культуры, но, через наиболее выдающиеся произведения или объекты, либо изучение творчества великого мастера, способен показать социальные и культурные доминанты изучаемой эпохи, ее базовый художественный гипостасис.

Территориальный принцип распределения изучаемого материала позволяет увидеть, какие ценности являются приоритетными для конкретного народа. Носителем каких традиций он является, при помощи какой системы координат воспринимает мир и, следовательно, каким мировоззрением обладает.

Обучение "Истории мировой художественной культуры" помогает осознать эксклюзивность разных культур, социокультурный опыт мировой цивилизации и роль России в планетарном культурном процессе.  Ориентирует студентов на развитие духовного аспекта личности, расширяет кругозор, формирует полезные жизненные установки и собственный мировоззренческий взгляд.

Цели и задачи освоения дисциплины

  • развитие художественно-эстетического вкуса вместе с культурой понимания произведения искусства, уважения к историческим традициям всех народов мирового сообщества;
  • развитие чувств и эмоций, а также образного, ассоциативного и критического мышления;
  • обучение знаниям о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве;
  • обучение ориентированию в терминах и понятиях теории культуры на примере знаковых произведений;
  • обучение особенностям выражения разных направлений искусства;
  • обучение студентов анализу художественных произведений и выработке собственной эстетической оценки;
  • употребление приобретенных знаний и умений для  осознанного становления личной культурной среды.

Итоговые знания, умения, навыки и способы деятельности

Ожидаемые итоги обучения по данной дисциплине в общем виде можно выразить, как:

  • знание основных терминов теории культуры;
  • знание художественных стилей, соотношения их с конкретной исторической эпохой, жанром, национальной школой;
  • знание черт художественных направлений;
  • знание основных жанров в живописи, литературе, театре, музыке;
  • знание черт архитектурных стилей;
  • знание имён и ключевых произведений по ведущим направлениям в искусстве;
  • умение охарактеризовать произведения культуры;
  • умение коррелировать произведение или объект искусства с художественным направлением;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение самомотивации в организации познавательной деятельности (от этапа постановки цели до обретения результата);
  • умение адекватно оценивать результаты своего труда;
  • умение оценить происходящие явления и процессы, внятно декларируя свою личную позицию;
  • владение технологией эмпатического слушания;
  • владение базовыми элементами сравнительного анализа;
  • навык поиска нужной информации в интернете и справочной литературе;
  • приобрести навык выступления на публике, где требуется находить и предъявлять аргументированные доказательства, придерживаясь этичных норм в спорах.


Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • /education/fjss/zhurnalistika.html

    Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное...